Приветствую вас, дорогие друзья!
Наш первый урок будет посвящён системам стихосложения. Их насчитывается три: силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая.
Итак, СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
Происходит от греческого слова «слог», это система равносложного стиха. Она существовала в России в 16-17 веке. Все стихи тогда назывались «вирши». Термин возник на Украине, в Киево-Могилянской академии – высшем учебном заведении, открытом в 1721 году указом Петра 1. Поэты- виршевики писали на старославянском языке, который был тогда книжным языком. Силлабисты стали писать на языке, близком к народному. К ним относились Симеон Полоцкий, Карион Истомин. Слово «стопа» происходит от слова «нога» (такт отбивали ногой и отсчитывали пальцами – ногой отбивали количество стоп, а пальцами – количество слогов, по 2 слога на удар ноги). Такой метод применялся только в школах для начинающих поэтов.
Примеры силлабического стихосложения.
Пойду я, младенька, погуляю,
Я на свои новые на сени;
Посмотрю-ка я далече в чисто поле,
Хорошо ли в поле луги зеленеют.
Лазоревые цветы расцветают.
Зеленеются в чистом поле луги,
Лазоревые цветы расцветают.
(Песня А. М. Пестова, сб. «Демократическая поэзия 17 века», М.—Л., 1962)
Срам честный лице девы вельми украшает,
Егда та ничесоже нелепо дерзает.
Знамя же срама того знается оттуду,
Аще очес не мещет сюду и онуду.
(Симеон Полоцкий)
Различали от 16-сложника до 7-сложника.
Следующая система - ТОНИЧЕСКАЯ.
Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:
Весом та чара полтора пуда,
Мерой-то чара полтора ведра.
Литературный тонический стих сложился к ХХ веку. Его виды:
Дольник - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом.
НастоЯщую нЕжность не спУтаешь - - / - - / - - / - -
Ни с чЕм, и онА тихА - / - - / - /
Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь - - / - / - - / - -
Мне плЕчи и грУдь в мехА - / - - / - /
Как видим, интервалы между ударными слогами в дольнике = 1-2 слогам.
Если же в колебании мы увидим 1-3 безударных слога между ударными, - перед нами другая форма – тактовик:
СпокОйно трУбку докурИл до концА, - / - / - - - / - - /
СпокОйно улЫбку стЕр с лицА… - / - - / - / - /
Еще более «раскованный» вариант тонического стиха – акцентный стих: в нем между ударениями может стоять до 4 безударных слогов или встречаться нулевые интервалы!
БородАтые чУйки с голОдными глазАми - - / - - / - - / - - - / -
ХрИпло предлагАют «животрепЕщущих докторОв» / - - - / - - - - / - - - - /
Самый раскованный стих тоники – верлибр (франц. «свободный стих»), где нет ни рифмы, ни размера, а ритм создается благодаря паузам и членению на строки.
Известнейший американский автор верлибров - Уолт Уитмен:
Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
напали на него все страны вселенной,
Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда
не бывало.
И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,
И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей
этого города.
В каждом их слове и взгляде.
И, наконец,силлабо-тоническая система.
СИЛЛАБО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. слог и ударение) — буквально слогоударное стихосложение, одно из названий системы русского классического стиха, введенной реформой Тредиаковского — Ломоносова. Суть реформы состояла в том, что, соблюдая равносложие в определенных силлабических размерах, В. Тредиаковский ввел постоянный ритм, при котором ударные слоги должны совпадать с безударными; тем самым Тредиаковский осудил ритмическую инверсию в стихе. Старые вирши с их неуклюже инверсированным ритмом, он остроумно назвал «не прямыми» стихами. Подчеркивая решающую роль ударных слогов в формировании устойчивого константного ритма, Тредиаковский назвал свою систему «то́нической» (от греч. слова τονος — напряжение, удар), или «удари́тельной». Ударные слоги он условно, подражая античной метрике, называл долгими, а безударные — короткими. Первоначально Тредиаковский установил четыре стопы: хорей или трохей, ямб , спондей , пиррихий , что свидетельствует о признании в русском реформированном стихе двусложных стоп.
Силлабо-тоническая система была усовершенствована Ломоносовым и существует в русской поэзии до сих пор.
Стихи похвальные России (отрывок)
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне её доброты
Мыслить умом есть много охоты!
В. Тредиаковский
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Под этим постом напишите несколько строк в разных системах стихосложения. Задание даётся на сентябрь. Следующий урок в октябре будет посвящён рифмам.