16+ __Наш Теремок открыт для всех, и каждого здесь ждёт успех!!!__

Стихихишкин теремок

Объявление

СПИСОК ВСЕХ ДЕЙСТВУЮЩИХ КОНКУРСОВ ФОРУМА СМОТРИТЕ В ЭКСКУРСИОННОМ ОТДЕЛЕ!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Стихихишкин теремок » Воскресная школа начинающих Баянов. » Неотложная филологическая помощь.


Неотложная филологическая помощь.

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

Пока не начались занятия, здесь можно задать насущные вопросы.

2

Окажите срочную хвилологическую помощь мне, как одному из заурядных чайников Интернета - что означают следующие слова, которые часто проскальзывают в рецензиях , комментариях и замечаниях: ЗЫ, ИМХО и РЕСПЕКТ.
Ежели это матерные слова, то в каком смысле и, самое главное, куда меня посылают?

3

ЗЫ = PS, т.е. после написанного.
Имхо - я так думаю, моё мнение.
Респект - почтение, уважение.

4

Дорогие поэты, не знаю, куда обратиться, но у меня сейчас взорвется голова. Лишний пример того, что подходить к хрупким поэтическим творениям с позиций сухой теории нельзя, и даже опасно для здоровья! Но вынуждают суровые жизненные обстоятельства.

Подскажите, в части "Приговор" поэмы "Реквием" Анны Ахматовой используется пятистопный хорей или я ошибаюсь? Подозреваю, что он возможно и не пятистопный, а может быть свободный, с переменным количеством стоп... И возможно с присутствием пиррихия (двух безударных слогов в одной строфе). Но, может быть, это все-таки не хорей?

ПРИГОВОР

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

5

Конечно, пятистопный хорей.
Только одна строчка слегка выбивается: "Справлюсь с этим как-нибудь" - одной стопы не хватает.

6

Елена Троянская, спасибо за внимание и ответ!!
Меня некоторые детали ввели в сомнение, в частности третья строчка. Получаюся неударными первые два слога, ударение падает на третий:
Ниче
го

7

Продолжаем разговор  :blush:
Вот мои попытки определить размер в следующих строфах:
                       I
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."

                       II

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел
.

Похоже на ямб, но очень много стоп с пропущенным ударением. Пятистопный ямб с пиррихиями? :huh:

И, наконец, в этой части, также ямб?

"Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною
".

Отредактировано lelle (2010-01-18 21:40:01)

8

lelle написал(а):

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."

Здесь - пятистопный ямб.

lelle написал(а):

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

А это у нас - пятистопный хорей.

9

lelle написал(а):

"Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках

Пятистопный ямб.

10

lelle написал(а):

Меня некоторые детали ввели в сомнение, в частности третья строчка. Получаюся неударными первые два слога, ударение падает на третий:
Ничего

Итак, как должно было бы быть в идеальном хорее?

/-/-/-/-/-

(/ - ударный слог, - - безударный)

А как у нас располагаются ударения в строчке: "Ничего, ведь я была готова"?

--/-/-/-/-

Да, на первой стопе пиррихий.

11

Да, оплошала я, пропустила смену рифмы во втором четверостишии. Спасибо, что открыли глаза на сделанную ошибку! :blush:

В следующей строфе я первоначально определила размер как анапест, но теперь возникли сомнения.  Во второй ее части я практически уверена, что это анапест. А вот в первой части, несмотря на то, что ритмика очень схожа со второй частью, смущает факт присутствия ударений в словах "только" (первое слово второй строки), "возле" (четвертая строка), "звезды" (восьмая строка). Но не поднимается рука определить это как хорей, уж очень в остальном похоже на анапест. Ведь практически аналогичное ритмическое звучание со второй  частью.... Каково Ваше мнение?

I
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

II

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

12

Да, анапесты это.
Понимаете, отступления в отдельных ударениях есть в большинстве стихотворных строк, и это не считается недостатком.

Только в этой строчке отступление от размера - пропущен слог, и получился дольник:
Под кровавыми сапогами

Отредактировано Елена Троянская (2010-01-19 01:48:11)

13

Благодарю Вас за ответы и советы! Очень интересно!

14

Возможно кто-нибудь подскажет в каких случаях какое ударение ставится в слове "Принять"?

15

Приветствую тебя, любезный ВСПЫХ.
Я -    умный ДОГИ. Виртуальный Пёсик.
Надеюсь, ты подаришь нам и стих?
А вот ответ тебе на твой вопросик:

  В глаголах необоснованный перенос ударения с одного места на другое иногда придает словам архаичный (устарелый) оттенок: дарИшь, варИшь, вертИшь, катИшь (вместо современных дАришь, вАришь, вЕртишь, кАтишь). Особенно большое количество ошибок, связанное с неправильным переносом ударения в слове, наблюдается при употреблении большой группы глаголов, имеющих ударение на основе во всех формах, кроме женского рода. Результатом такого переноса мы имеем знаменитые взЯла, брАла, дАла, спАла, а также отнЯли, понЯли, принЯли и т. п. Чтобы не ошибаться в постановке ударений в глаголах этого типа, надо почаще думать о них или лучше всего хорошенько запомнить:

Брал, бралА, брАло, брАли.
взял, взялА, взЯло, взЯли.
внял, внялА, внЯло, внЯли.
гнал, гналА, гнАло, гнАли.
дал, далА, дАло, дАли.
дОнял, донялА, дОняло, дОняли.
зАнял, занялА, зАняло, зАняли.
нАнял, нанялА, нАняло, нАняли.
Отнял, отнялА, Отняло, Отняли.
нАчал, началА, нАчало, нАчали.
пОнял, понялА, пОняло, пОняли.
прИнял, принялА, прИняло, прИняли.

http://animalpics.ru/wp-content/uploads/2009/11/animalpics.ru-8.jpg

16

Скажите, пожалуйста, а зачем надо знать, где ямб, а где хорей, или анапест? Я не знаю, где у меня что.

Комментарий от ДОГИ:

Дорогая Леночка, лично я тоже слаб в  ямбах и хореях, и как видите, у теремковцев больше лежит  душа к практическим упражнениям в стихосложении. Но я так думаю, что и основы теории стихосложения не помешают тем, кто решил стать своим человеком в этом увлекательном и удивительном мире под названием ПОЭЗИЯ.

Леночка, загляните в форумную почту, я только что отправил Вам приватное письмо! Жду ответа.

С теплом. ДОГИ.

http://www.rustoys.ru/toys/images/m/magnit_sobaka.jpg

17

Подскажите пожалуйста, какой  размер у этих стихов...))) Очень-очень нужно!
А то преподаватели почему-то считают, что если я их пишу, то обязана разбираться в этом((((
Заранее спасибо!))))

Тихо плачет младенец, под капустным листом,
Он заранее знает, что будет потом,
Он заранее помнит страсти будущих лет,
И на сотни вопросов знает точный ответ...
Но как только коснётся губами груди,
Он забудет о том, что грядёт впереди,
Он забудет всё то, что с ним будет потом,
Свою память глотая с грудным молоком...
Он забудет до времени... Ну а пока,
Может быть улыбнтся седым облакам...
Детских глаз беспокойный, доверчивый свет,
Ищет в небе забытый сегодня ответ...
Детский взгляд ищет счастья, и с радостью ждёт...
Он забыл... Он не знает... Что не доживёт.

Тоскливый вой ворвётся в темноту,
И смолкнет, растворившись в тишине...
Как плач ребёнка взмоет в высоту,
И затеряется в забытом страшном сне...
Он вновь бредёт, обманутый судьбой,
Куда зовёт глухонемая ночь,
Его надежда манит за собой,
Погасшая звезда уводит прочь...
На серой шкуре грязные следы,
Предательства и подлости печать,
Он не поверит в свет своей звезды,
Его печаль обречена молчать...
Он обречён скитаться по земле,
Из ниоткуда снова в никуда,
Его дорога тает в лунной мгле,
Он не найдёт покоя никогда...
Лишь эхо повторит тоскливый вой...
В нём будет всё: мольба, прощальный крик,
И волк уйдёт, обманутый судьбой,
Поверив в счастье на короткий миг...
Теперь уже не важно, чья вина -
В глазах потухших светится упрёк...
Что их тоске, порой не видно дна...
Что их судьбу преследует злой рок...
Он спрячет горечь: свет жестоких глаз
Укроет злобой дремлющую боль...
Он вновь незримо бродит среди Вас...
Он вновь "на бис", свою играет роль...

18

Уважаемая Мария! Я так поняла, что здесь два стиха. Второй стих написан ямбом, двусложным размером с ударением на втором слоге, скорее это пятистопный ямб с пиррихиями в каждой строке (пиррихии - это  безударные слоги), а вот первый вызвал у меня сомнения. Если это силлабо-тоническое стихосложение, то это хорей. но какой-то неправильный, вперемешку с ямбом, а если тоническое, то возможно, это дольник - вид народного стиха, очень распространенного в 20 веке. Но я еще проверю и дам вам ответ.

http://glugen.net/1.jpg

Отредактировано Антигона (2010-12-23 12:15:10)

19

Кстати, о размерах. А.Блок очень слабо разбирался в стихосложении. Блок не мог отличить ямб от хорея. так что у вас не все потеряно. Нужно ли поэту знать размеры? Ему необходимо чувство ритма, а размер ляжет сам. Я, например, никогда не задумываюсь, каким размером написан стих. "Главное, чтобы костюмчик сидел."

http://bvi.rusf.ru/fanta/foto/blok_som.jpg

20

Мария, ну вот такая картина примерно:

Тихо плачет младенец, под капустным листом,    13    /-/--/---/--/
Он заранее знает, что будет потом,    12    /-/--/-//--/
Он заранее помнит страсти будущих лет,    13    /-/--/-/-/--/
И на сотни вопросов знает точный ответ...    13    --/--/-/-/--/
Но как только коснётся губами груди,    12    -//--/--/--/
Он забудет о том, что грядёт впереди,    12    /-/--//-/--/
Он забудет всё то, что с ним будет потом,     12    /-/-/////--/
Свою память глотая с грудным молоком...    12    -//--/-/---/
Он забудет до времени... Ну а пока,    12    /-/--/--/--/
Может быть улыбнтся седым облакам...    11    /-/--/-/--/
Детских глаз беспокойный, доверчивый свет,    12    /-/--/--/--/
Ищет в небе забытый сегодня ответ...    12    /-/--/--/--/
Детский взгляд ищет счастья, и с радостью ждёт...    12    /-//-/--/--/
Он забыл... Он не знает... Что не доживёт.    12    /-//-/-/---/

...

...
-/|/-|-/-|/--|--    4-стопный дольник
/-|/-|-/|--/|--/    5-стопный дольник
/-|/-|-/|-/-|--    4-стопный дольник
/-|/-|-/-|-/-|--    4-стопный дольник
--/|--/|--/|--/    4-стопный дольник
/-|/-|-/|--/|--/    5-стопный дольник
/-|/-|-/|-/-|--/    5-стопный дольник


2 стих

Тоскливый вой ворвется в темноту,     10    -/-/-/---/
И смолкнет, растворившись в тишине...    10    -/---/---/
Как плач ребёнка взмоет в высоту,    10    //-/-/---/
И затеряется в забытом страшном сне...    12    ---/---/-/-/
Он вновь бредёт, обманутый судьбой,    10    //-/-/---/
Куда зовёт глухонемая ночь,    10    -/-/---/-/
Его надежда манит за собой,    10    -/-/-/---/
Погасшая звезда уводит прочь...    10    -/---/-/-/
На серой шкуре грязные следы,    10    -/-/-/---/
Предательства и подлости печать,    10    -/---/---/
Он не поверит в свет своей звезды,    10    /--/-/-//-
Его печаль обречена молчать...    10    -/-/---/-/
Он обречён скитаться по земле,    10    /--/-/---/
Из ниоткуда снова в никуда,    10    ---/-/---/
Его дорога тает в лунной мгле,    10    -/-/-/-/-/
Он не найдёт покоя никогда...    10    /--/-/---/
Лишь эхо повторит тоскливый вой...    10    //---/-/-/
В нём будет всё: мольба, прощальный крик,    10    //-/-/-/-/
И волк уйдёт, обманутый судьбой,    10    -/-/-/---/
Поверив в счастье на короткий миг...    10    -/-/---/-/
Теперь уже не важно, чья вина -    10    -/-/-/-/-/
В глазах потухших светится упрёк...    10    -/-/-/---/
Что их тоске, порой не видно дна...    10    //-/-/-/-/
Что их судьбу преследует злой рок...    10    //-/-/--//
Он спрячет горечь: свет жестоких глаз    10    //-/-/-/-/
Укроет злобой дремлющую боль...    10    -/-/-/---/
Он вновь незримо бродит среди Вас...    10    //-/-/--//
Он вновь "на бис", свою играет роль...    10    //-/-/-/-/

5-стопный ямб
-/|-/|-/|-/|-/
-/|-/|-/|-/|-/

http://ugabuga.ru/files/monsters/grek_mif/antigona.jpg

Отредактировано Антигона (2010-12-23 13:14:55)

21

Кстати,
в строке Тихо плачет ребенок должно быть 12 слогов
Он заранее помнит тоже 12
И на сотни вопросов тоже 12

в другом стихе 
И затеряется в забытом страшном сне...  не 12, а 10 слогов.
Удачи вам!

http://900igr.net/datas/literatura/Stikhotvornyj-razmer/0006-006-Rasstavit-udarenie-opredelit-bezudarnye-glasnye-zapisat-poluchennuju.jpg

22

Ой, спасибо Вам всем огромное за помощь! ))) Да, стихотворения два...  Теперь попробую сама разобраться в подсчёте слогов... Дело в том, что я всё делала исключительно на интуиции, хотя какой-то диссонанс в строчке "И затеряется в забытом страшном сне" слышала и сама... Спрашивала об этом у знакомых - и мне все дружно говорили, что мне это кажется...)))) Теперь хоть мнение профессионалов услышала!)) Ещё раз спасибо!

23

http://900igr.net/datas/literatura/Stikhotvornyj-razmer/0005-005-Burja-mgloju-nebo-kroet-Stopa-stikhotvornyj-Metr-razmer-Vikhri-snezhnye.jpg

Не стоит ломать голову с размерами. Достаточно подсчитать количество слогов. У вас должна соблюдаться какая-то закономерность.
10-9 или 11-8 или 9-10 и так до конца стиха. Если это силлабо-тонический стих. Тогда вы и попадаете в размер. Я учу этому студентов, и это элементарно.

http://www.booksite.ru/fulltext/chas/tvor/che/stva/21.jpg

Отредактировано Антигона (2010-12-23 23:05:11)

24

Помогите, пожалуйста, проанализировать отрывки стихов.

Крепкий, чудный, бесконечный,
Полн хвалы, преславный весь,
Боже! Ты един  предвечный,
Сый господь вчера и днесь…

/-/---/-
/-/-/-/
/---/-/-
/-/-/-/

2 и 4 строка -4х стопный хорей, а 1, 3?

Кто бы толь предивно руки
Без тебя мне ополчил?
Кто бы пращу, а не луки
В брань направить научил?

/-/-/-/-
/-/---/
/-/-/-/-
/-/---/

Здесь 1,3 хорей, а во 2, 4 - ? Анапест?

О Боже, что есть человек?
Что ты ему себя являешь,
И как его ты почитаешь,
Которого толь краток век.

-/-//--/
//-/-/-/-
-/-/---/-
-/--//-/

А здесь я вообще запуталась :(

25

В первом самый настоящий 4-стопный хорей.
/-/---/-
/-/-/-/
/-/-/-/-
/-/-/-/
В 1 строке - пиррихий.

Во 2-м сложнее. Это тоже 4-стопный хорей. Но там схема такая
/-/-/-/-
--/---/
/-/---/-
/-/---/
во 2 строке - 2 пиррихия, в 3 - один, в 4 - один. Пиррихий - это 2 безударных слога.

В третьем - 4-стопный ямб с пиррихиями в 1,3 и 4 строчках.
-/-/---/
-/-/-/-/-
-/-/---/-/
-/---/-/

Отредактировано Антигона (2011-05-02 01:22:03)

26

Cтихи, прямо скажем, странные. Что-то с ударениями там и слова странные - сый, толь. Откуда стихи?

Чьи они?

На времена Тредиаковского и Ломоносова похоже.

http://www.rulex.ru/portret/31-052.jpg

http://claw.ru/book8/1420-1.jpg

Но я чем смогла, помогла.

Просто вы неправильно ударения расставляете, возможно.

При разбивке не всегда границы слов соблюдаются.

Отредактировано Антигона (2011-05-02 01:17:12)

27

http://bookland.net.ua/pict_book/1/b379.jpg

Первые два отрывка это "Ода вторая хореическая" Тредиаковский. Из самого названия я поняла, что должен быть хорей, но по схеме (тем более в моем написании) он показался мне странным. Третий отрывок "Преложение псалма 143" Ломоносов. Да, ода ямбическая, но опять же схема меня сбила.
  Спасибо Вам большое за исправление схем и пояснения! У меня действительно проблемы с ударением, иногда несколько раз переписываю и получаются разные схемы. В итоге начинает видеться ТАКОЕ! Постараюсь быть внимательнее.
  Еще раз огромное спасибо!!!

28

Я так и подумала. И имя Тредиаковского всплывало, и имя Ломоносова.
При Тредиаковском поэзия строилась на силлабической основе, то есть ударения в стихе не были упорядочены, фиксированным было только количество слогов. Поэтому там и скачет размер. Он был сторонником хорея, даже название это отражает. Тредиаковский был против ямба. Он и преобразовал силлабическую систему в силлабо-тоническую. А Ломоносов завершил этот процесс, он любил ямбы и ввел трехсложные размеры.

http://900igr.net/datas/ekonomika/Ekonomika/0006-006-Ne-mog-on-jamba-ot-khoreja-Kak-my-ni-bilis-otlichit.jpg

Отредактировано Антигона (2011-05-02 13:01:11)


Вы здесь » Стихихишкин теремок » Воскресная школа начинающих Баянов. » Неотложная филологическая помощь.