Мои дорогие!
Объявляю тему нового конкурса:
Мойдодыр на новый лад - поразвлечься каждый рад!
Все мы помним детские книги Корнея Чуковского. Но все ли вдумывались в их глубинный смысл? В 2002 году в издательстве "Ладомир" вышла книга "Слово и Тело. Сексуальные аспекты, универсалии, интерпретации русского культурного текста XIX — XX веков". - Золотоносов М. Н.
Там проводились интересные исследования эротизма русской литературы, в том числе и "Мухи-Цокотухи" К.И. Чуковского.
Во всей русской поэзии XX в. едва ли найдутся стихи, способные соперничать с этими по числу читателей. Когда стихи читаются и перечитываются, запоминаются наизусть и цитируются такое бессчетное количество раз, они приобретают в нашем восприятии самоочевидность и непреложность, свойственную повседневной, привычной реальности. Они как будто совсем перестают быть "литературным фактом". Трудно представить себе, что эти стихи создавались из разнообразного литературного и житейского материала, в силу каких-то личных творческих импульсов, - что они были определенным поэтическим высказыванием, входившим, как всякое высказывание, в определенный контекст. Абстрактно, в качестве общего принципа, мы понимаем, что одного желания доказать, что чистые руки - это хорошо, а грязные - это плохо, было бы недостаточно, чтобы возникло такое динамичное, заряженное весельем, пропитанное личной интонацией поэтическое повествование; что должны были быть какие-то более конкретные мотивы, в силу которых эта общеполезная идея получила воплощение именно в таких образах и таких перипетиях сюжета. Но та непосредственность, с которой стихотворение фигурирует в памяти в качестве целостного, обиходно знакомого "предмета", затрудняет восприятие его литературного облика. Требуется - пользуясь выражением Шкловского - почувствовать под ногой камень, чтобы начать присматриваться к проторенной дороге, по которой память с легкостью выводит знакомые с детства стихи. Таким "камнем" послужила для меня неожиданно обнаруженная параллель с произведением раннего Маяковского - "Владимир Маяковский. Трагедия". В одной из сцен там изображается бунт вещей: в полном соответствии с центральной идеей кубофутуризма и ОПОЯЗа, вещи стремятся вырваться из-под гнета повседневности. Они "скидывают лохмотья изношенных имен" и покидают привычные места, на которых они привычно служили человеку:
Винные витрины, как по пальцу сатаны,
сами плеснули в днища фляжек.
У обмершего портного сбежали штаны
и пошли - одни! - без человечьих ляжек!
Пьяный - разинув черную пасть -
вывалился из спальни комод.
Корсеты слезали, боясь упасть,
из вывесок "Robes et modes".
Каждая калоша недоступна и строга.
Чулки-кокотки игриво щурятся <...>
Сами понимаете, "Муха-Цокотуха" - это довольно прозрачная тема отношений Мухи и Комарика...
Я не ограничиваю ваш выбор каким-либо одним произведением мастера детского слова. Выбор за вами.
Пишите, интригуйте, завлекайте.... от имени героев сказок Чуковского или о них - воля ваша! А я постою в сторонке и паосмотрю, что из этого выйдет.
Отредактировано Крыска МыШуша (2009-03-19 18:32:30)