16+ __Наш Теремок открыт для всех, и каждого здесь ждёт успех!!!__

Стихихишкин теремок

Объявление

СПИСОК ВСЕХ ДЕЙСТВУЮЩИХ КОНКУРСОВ ФОРУМА СМОТРИТЕ В ЭКСКУРСИОННОМ ОТДЕЛЕ!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Урок 2. О рифме.

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Здравствуйте дорогие теремчане!

   Начинаем наш второй урок. Его тема – рифма. Сколько копий поломано из-за неё. Рифма уводит поэта куда-то в сторону. Начинаешь писать об одном, а рифма выводит в совершенно неведомое. Как же с ней тяжело. А вот знать её причуды хочется. Теоретические сведения я буду иллюстрировать примерами из своих стихов, чтобы понятнее было. Итак.
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
   В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая,  точная и неточная.

     Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

     Например: Снег растает и снова прольётся дождём.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

     Например: Сижу на диване и плед – на колени.
                         Стихи Мандельштама. Ожившие тени

http://www.ardisbook.ru/catalog/authorimages/img_89_2.gif

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Например: Дождь шуршал за окном палитрою.,
                   и хлестало наотмашь стужею,
                   и ложились слова молитвою,
                    во дворе растекаясь лужею...

Хорошо, когда в стихе сочетаются  мужская и женская рифмы, но не принято менять МЖ – МЖ на ЖМ-ЖМ, хотя иногда допускается.

Рифма бывает точная и неточная. Я, например, люблю неточные рифмы, на созвучии.

           Например: арлекино – покинут, неверия – дверью я и т.д.

Точная рифма возникает, когда гласные и согласные в основном совпадают.
Неточная, когда совпадают 1-2 звука. Но если совпадает 1 звук, сомнительно говорить о рифме вообще.

   Хорошо, когда совпадают пары глухих и звонких  Г-К, Ж-Ш, З-С, Д-Т,В-Ф. Неплохо сочетание П-Т-К, Б-Д-Г, В-З-Ж или сонорных М-Н-Р-Л.

   Нельзя рифмовать однокоренные слова, следует избегать так называемых банальных рифм типа грозы – слёзы. Ищите неизбитую, свежую рифму. Попробуйте пропеть стих, подбирая разные рифмы Замените банальные рифмы на новые, не искажая смысла, и вы увидите, как заиграет ваш стих.

   Хорошо рифмовать с именем собственным. Такая рифма всегда в новинку. Когда-то меня похвалили за рифму очаг- зачах. Я люблю рифмы составные 1 слово – 2 слова: неверия – дверью я или омонимичные:

                Вверх и вниз по канатам эпохи безвременья,
                 Раскачайте качели, скрутите их в жгут.
                 Там война начинается с нашего племени,
                 Где в забытом костре слёзы памяти жгут.

  Несколько слов о глагольных рифмах. Этот способ рифмовки безнадёжно устарел. Допускается не больше 1 рифмы, а лучше глагол или деепричастие (эта рифма тоже считается глагольной) рифмовать с именем.
                  Есть красота - в паденье снега,
                  Секунды…медленный отсчёт.
                  Сойдутся альфа и омега,
                  И что-то вдруг произойдёт
.

И, наконец, способы рифмовки. Ну, это вы все знаете  Смежная – аабб. Это для начинающих. Наиболее распространённая – перекрёстная абаб. Кольцевая – абба и сплетённая – абвабв, абввба и т.д. Более сложной являются кольцевая и сплетённая. Сразу скажу, что сплетённой не писала. Мало использовала смежную. В основном  -перекрёстной и кольцевой. Вот кольцевая:

                     Впустить прохладу утра на заре,
                     Очиститься от скверны будней
                     И взвесить на весах, что будет,
                     Сдаваясь аллигатору-жаре

Можно в способах рифмовки экспериментировать. Таков эксперимент с промежуточной или плавающей рифмой.
                      Нас глотает,
                      ощерившись зверем,
                      метро:
                      и тверды, и крепки
                      эскалаторов
                      зубы.
                      Поезда, как жуки,
                      в злобном вое
                      ветров
                      вылетают
                      в огромные станций
                      раструбы.

  И напоследок я дарю вам своё стихотворение. Считаю его удачным. Критиковать можно. Идеальных стихов не бывает.
                       "Рассвет всегда трезвее вечера,
                             и очевидней, достоверней"...
                                                   Н.Доризо
http://bvi.rusf.ru/fanta/foto/dorizo_2.jpg

А будет трезвым завтрашний рассвет,
сжигая в топке злые будни,
стирая лица в памяти на нет
и слёзы вышибая... Будет?
А было мудрым сонное "вчера"?
Катился дождь на паперть судеб,
застыла грусть на кончике пера,
кругами растекаясь в лужах.
Струился свет кусочками слюды,
смеялся город-арлекино.
Тот мир ещё не предвещал беды,
но мною был уже покинут.
   

Домашнее задание: попробуйте все способы рифмовки, соблюдая мужскую-женскую, ну, а если вы напишете стихи, я буду только приветствовать. У меня к вам большая просьба – меня пародировать не надо.

Ваша Антигона.

Отредактировано Антигона (2008-10-07 00:09:31)

2

Домашнее задание № 1 от Золотой Рыбоньки

* * *
Ну что, Данила-мастер,
Не удаётся чаша?
И не звучат романсы,
Не пишутся стихи,
И призрачное счастье
Неуловимой пташкой
Всё не спешит примчаться
На свет твоей строки,
На свет свечи полночной.
...И снова за советом –
По узенькой тропинке
Туда, где ночь светла.
И ты узнать захочешь
Все тайны, все секреты,
Глубины и вершины
Святого ремесла,
Молитвы вдохновенья,
И музыку рассвета,
И шифры зазеркалья,
И наговор огня.
Готов к самозабвенью?
К бездомности поэта?
К бессонницы страданьям?
Тогда поймёшь меня...
... Чем ближе манит тайна,
Тем тайна недоступней,
А красотою новой
Лишь обожжёшь ладонь,
Напрасны все старанья,
И больно рвутся струны,
И  чаши бьются снова,
Стихи летят в огонь.
Но улыбнётся солнце,
Лучами путь укажет,
И жизнью день наполнит,
И всё простит, любя.
Твори, светло и просто,
Лети! Одно лишь важно –
Взлетев под звёздный полог,
Не потерять себя!

Ой, и навертела я с рифмовкой, а писала, не думая о рифме, просто был повод поздравить человека, и желание максимально отразить его мотивы. А что получилось, и сама не пойму. Я тоже люблю неточные рифмы, но некоторые мои маститые друзья меня пытаются перестроить... Конечно, надо старших слушать, надо учиться и расти, но иногда хочется поиграть,поискать.

Отредактировано золотая рыбка (2008-10-08 18:36:12)

3

Домашнее задание № 2 от Золотой Рыбоньки

* * * 

Надо же,
Поэты не только влюбляются…
Как все, на Земле появляются
Однажды
В муках.
Живут они, вообщем-то, просто
И ходят друг к другу в гости,
И не только друг к другу.
Надо же,
Они ремонтируют двери,
Отчёты строчат в бухгалтерии
Важные.
Если же
Их спросят, как строки слагаются,
Плечами пожав, извиняются
Вежливо,
Словно
Не их эта тайна вовсе,
Но люди услышать просят
СлОва
Светлого,
Как дети - в Деда Мороза,
В поэзию искренне просто
Веруют…

Надо же…

А вот ещё я развлекалась...

увеличить

Отредактировано золотая рыбка (2008-10-08 18:47:38)

4

Домашнее задание № 3 от Золотой Рыбоньки

ПОСЛЕДНЯЯ СТРОКА

Дописана последняя строка.
Пусть знака восклицательного дерзость
Не вознесёт меня под облака,
Но я была так искренна,
Надеюсь!
Надеюсь, хоть надежды, вроде, нет,
Что в нашем мире, суетном и зыбком,
Мои стихи оставят робкий след
И озарятся, хоть на миг,
Улыбкой.

Проверю запятые, как всегда,
Дефисов стрелы обозначу смело.
Смирись, гордыня! Это ли беда,
Что я сказать о чём-то не сумела?
Как робость многоточий одолеть?
Кому нужны наивные вопросы?
Да научись попроще жить и петь,
Писать стихи про розы
Или росы!

Истерзана последняя строка,
Ну, вот и  всё! И рядышком корзина
Последняя строка?
Наверняка.
И жизнь разбита на две половины:
Одна – в стихах, а новая – без них.
Но вопреки отчаянью, на помощь
Ко мне спешит неукротимый стих,
Последний…
На сегодняшнюю полночь.

Я иногда ещё пользуюсь авторифмой или же повторами, вклиниваю рифмы, разбивая тем монотонность строки, я  знаю, такой приём  нередко применяют в песнях, при чём это у меня выходит скорее как-то спонтанно

Отредактировано золотая рыбка (2008-10-08 18:55:19)

5

Ну, рыбка, порадовала. Очень понравились стихи. И способы рифмовки интересные, и рифмы есть замечательные. Мне понравились чаша-счастье, мастер-романсы, глагольные немного напрягли, многовато их. Но в целом здорово. Молодец! Первая ласточка.  :flag:

увеличить

Отредактировано Антигона (2008-10-09 02:44:03)

6

Домашнее задание от Мухи Цокотухи.

Что есть писание стихОв,
Упражненье в рифмовАнии?
Или нежный шелест слОв,
Тайны трепетной познАние?

Встречу утро сегодня молИтвою,
Улыбаясь осеннему нЕбу,
Октябрю с  ярко-рыжей пАлитрою,
Дому, детям и тёплому хлЕбу.


Лишь дождь осенний зашумит,
В поникшем парке станет грустно,
Лист, что под солнцем так горел
И сердце красотою грел,
И предлагал себя искусно,
Уж красотою не пленит.

И под ногой не зашуршит
Прощальной песней убаюкав,
Промокший, он  приник к асфальту,
Нет в зове сна ни зла, ни фальши.
Иду и внемлю этим звукам,
Рыдает лист, а дождь шумит.

7

Мухе Цокотухе! Кое-где сбоит ритм в первом стихе. Дактилическая рифма не совсем получилась.
Как заготовки для стихов неплохи.
Выставленная рука не моя. Она мужская.  :playful:

Отредактировано Антигона (2008-10-10 12:06:35)

8

Совсем зароюсь в интернет -
Уйду, как в омут с головой
Теперь спасенья больше нет.
Любви страницу мне открой...

мужская

Вот, такая пора настала:
Все желтеет, капает дождик
Мне пора бы начать сначала
Я поэт, или слов художник?

женская

Ах, дорогая Антигона!
Прошу, проверьте мне стихи
Писать стихи - не ставить сторно
Бухгалтер, мучься и пиши!  (я бухгалтер по образованию)

Сочетание МЖМЖ

Я по утрам работаю поэтом
Сорванцова Виолетта
Я по утрам работаю поэтом
Стихи пишу, ни строчки не тая.
Не знаю стоит ли писать об этом
Судьба поэта - то судьба моя?

А днем бегу быстрее на работу
Про хлеб насущный мне забыть нельзя
Могу я отдышаться лишь в субботу
Со мною отдыхают и друзья

А в воскресение мне снилось как-то
Что Пушкин - дух взрает на меня
Он не дает присутствий своих факты, -
Лишь стих взрывает звуки без огня!

сочетание ЖМЖМ, раз оно все-таки допускается :)

Говорила муха - Цохотушечка:
Что за толку в этой простоквашеньке?
Я люблю послаже, я же мушечка
Я мушиная козявочка - букашенька

дактилическая

9

Вкусный желтый
Сорванцова Виолетта
Желтые кленовые снежинки
Светом солнца осыпают землю,
Яркие большие, как смешинки
Улучшают настроенье, верно.

Осень наступает величаво
Бережно раскрасит все живое
Золотом раскрасит все сначала
Плавно окунется в это море

Смело засыпает всякий мусор,
Стелет от морозов покрывало.
Желтый, он смешной такой и вкусный, -
В память абрикосами запал он.

женская рифма АбАБ

10

На влюбленную осень Измалковой М (шуточное подражание)

Листья устали держаться за ветки
Падки...
Шуршат, трутся об мои пятки,
Сладко...
Лес опустел, стоит совсем почти голый
Смолы...
Я под сосной сяду с голой попой
Какай...
Что-то идет это дело нелегко
Долго...
Видно меня в лесу очень далеко,
Колко...
Главное, чтоб никто не поймал в маске
с каской
И не показал мне нежные ласки
Со смазкой...

Рифма АА ББ с эхом :)

11

Разнообразие женщин
Сорванцова Виолетта
Женщины бывают самые разные:
Воспитанные и благообразные,
И страстные и сексапильные,
Слабые, как мужчины сильные,
Белые, желтые, от солнца красные,
Есть и красивые, и безобразные,

Глубокие, душевные и пустышки,
Очень умные, глупые и не слишком,
Есть добрые, есть злые, равнодушные,
Есть толстые и костляво-тщедушные, -
Разнообразия для мужчин с излишком.
Для кого-то мы -люди,
_______________ а для кого-то игрушки

попытка сделать сплетеную рифму АБВВБА, наверно не очень правильно, поскольку много прилагательных, но это - и есть суть стихотворения.

Отредактировано Фея Света (2008-10-22 14:38:14)

12

(раннее)
Очки
Сорванцова Виолетта
Приятель, ты носишь все время очки?
Сними их и стих мой скорее прочти.
Не злись, не стесняйся, ты не одинок.
Не думай, что носит очки лишь дедок.

Их носят все люди, не зная о том.
Не могут их снять, а ты снимешь потом.
В очках этих видят хозяева то
Что в людях приятно им видеть и что

Привыкли в себе ощущать каждый день.
В других видим мы свою малую тень.
Картина такая кого-то лишь злит,
А неким и годы для жизни продлит.

Приятно смотреть отраженье в глазах
Тем людям, чья совесть как небо в лугах.
Высокий и чистый в полях небосвод.
Об этом пичуга так звонко поет.

Общенье приятно с такими, друзья.
О чистых душой забывать нам нельзя.
Судьба воплощает им в жизни мечты.
Читатель, в каких же очках ходишь ты?

ААББ(без эха) :)

13

Я - Иван
Я жутко пьян.
Я вам сказки рассказываю.
Есть печь,
Есть баян
Живу выше среднего класса.
Завтра так не скажу.
Буду плодить дураков
__________с местной царевной.
Только тогда ничего кроме кваса.
Царевне высший класс покажу.

Сорванцова Виолетта

Попытка сплетеной рифмы АБВ Абв

Отредактировано Фея Света (2008-10-22 14:38:37)

14

Ответ на Утряк Оскара Боэция
Сорванцова Виолетта

Про чувыриков тема раскрыта.
Как-то буквами плеваться хочется.
Это прикол.
Вот, в где собака зарыта.
Но, внутри грустно.
Это чертостихострочица,
Как пулемет.
Всех сбил строкой выдуманной.
Я не поэт - я пилот
Напридумал слов невиданных...

Это плавающая рифма?

15

Я еще не слишком поздно?
Вот спешу заданье сдать,
Мне б занятья Антигоны
Не хотелось пропускать.
  (абаб, устаревшая глагольная, к тому же с нежелательним ЖМ-ЖМ, правильно?)

Я примерный ученик,
Даже я веду дневник,
Выполняю все уроки,
Правда, опыт не велик.
  (ааба - 7787 - ММЖМ - это как называется? Нравиться мне Филатов)

Встает над городом рассвет,
Приходит новый день, и что же?
Тебя со мною рядом нет.
Зачем мне день? Я - уничтожен.
(абаб, МЖ-МЖ, неправильная и составная?)

Любопытная и игривая,
Симпатичная юная кошечка,
А вернее - сужу по гриве я -
Молодая кобылка-крошечка.
  (абаб, дактилическая? неправильная и составная?)

Крепкий выстроим мы дом,
Славно вместе заживем,
Но прошу я, Ангел мой,
С мылом ты меня не мой!
  (аабб, омонимичная?)

Уважаю способ кольцевой
И сплетенный, хоть и слишком сложный,
Но попробовать, наверно, можно.
Пробую. Знать плохо с головой... 
(абба)

Снежно.
Ветрено.
Тревожно.
Нежно.
Трепетно.
Возможно.
  (абвабв)

Хватит ли целой мне жизни,
Чтобы однажды выплеснуть
То, что во мне хранится
До времени свет таЯ,
Как в драгоценнейшей книге?

И, птицей сорвавшись с карниза,
Я полет свой уже начинаю,
Роняя каплями Вечность
С отточенного пера,
В хрупком чарующем миге.  (это из моего перевода. Не знаю сам - плавающая рифма? Или тут вообще о рифме говорить сложно?)

Отредактировано Домовенок Кузя (2008-10-30 19:22:21)

16

Извините, долго не могла зайти в Теремок.
Фея Света! Вы очень прилежны были. Со всеми заданиями справились. Ну, чуть-чуть с плавающей или промежуточной рифмой проблемы. Мне стих о женщинах очень понравился.
Спасибо вам.  :cool:

17

Домовёнок! Конечно, вы не опоздали. В течение месяца длится урок. Следующий - в начале ноября.
Мне очень понравились ваши стихи, особенно - последний. Я думаю, это белый стих. Там есть ритм, но нет рифмы. Всё остальное выполнено тщательно. Нежелательных рифм нет. Просто если вы начали МЖ, то и дальше так. Нельзя на ЖМ менять. А если начали ЖМ, то и дальше продолжайте так. НЕ рекомендуется переходы делать. Всё остальное верно. А способов рифмовки множество. На то и поэзия.
Спасибо. Вы отлично справились с заданием.  :flag:

18

Домашнее задание от Жар Птицы

Мужская перекрёстная рифма:

И ещё одна осень ушла       
С перекличкой тоскующих птиц,
Жёлтый сад  разорив догола
Для забот ледяных кружевниц.

Женская и мужская  кольцевая рифма:

И ещё одна осень растает
В перекличке тоскующих птиц,
Для забот ледяных кружевниц
Только сад оголённый оставив.

Смежная дактилическая рифма:

И ещё одна осень растаяла,
Улетев за птичьими стаями.
Лишь мой сад разорённый  томится
Без забот ледяной кружевницы.

Сплетённая рифма

Ненаглядную рыжую осень       
Унесут перелётные птицы,
Обесцветится золота ворох …     
В красоте  этих многоголосий       
Неизбывность печали таится:     
На пороге зима. И так скоро… 

Критика стихотворения:
Я бы взяла в кавычки слово «нет»  - стирая лица в памяти на «нет»,
А от «вчера» уже ставшего нарицательным, убрала бы их.
И ещё рифма «судеб – в  лужах» слишком режет глаз своей неточностью при таком стройной и безупречной рифмовке всего стихотворения.

19

Жар Птица! Спасибо за изящество при выполнении домашнего задания.
И за критику тоже спасибо. Не совсем согласна, правда. Есть такое выражение - на нет, оно встречается в речи парикмахеров, так что цельное оно. Насчёт вторых кавычек, может, вы и правы. И с рифмой скорее тоже. Пишем и правим.
Третий урок появится завтра.
Ваша Антигона))) :crazyfun:

Отредактировано Антигона (2008-11-16 19:33:12)

20

Всегда я путалась в рифмовке строк:
мужская, женская, ну как-то напрягала,
их я глаголом четвертовала.
Друзья, и вообщем-то, любила эпилог.

С конца читать сподручней мне всегда
стихи, поскольку сразу знаешь, в чем концовка.
- Эпиграф, кульминаций чехарда :((
А вот теперь стихи - сплошная филировка!:))

21

Ребята!!! Я тут такое узнала!!!

Оказывается половина наших рифм - грамматические, как бы второсортные... Их маститые поэты и за рифму не считают. Вот что мне объяснили на страницах стихиры. Давайте это обсудим!

Виолетта, грамматические рифмы - это когда рифмуются одни и те же части речи в одинаковой грамматической форме. Например, "сне-весне", "молчанье-прощанье", "нежный-снежный" и т.д. Глагольные рифмы - это тоже вид грамматических обычно. Хотя и не всегда)) Можно и глаголы так срифмовать, что грамматичности не будет или она будет хотя бы замаскирована: "верится-мериться", "изыдет-ненавидят" и т.д.)
Не рекомендуется их использовать потому, что в них, по сути, рифмуются только второстепенные части слов - окончания и суффиксы, а в русском языке таких слов, образованных сходным способом, очень много, поэтому подобрать грамматическую рифму не составляет никакого труда - а в чем тогда искусность творца, так сказать?)) К тому же из-за их простоты они широко распространены, а значит, банальны - а ценятся как раз наоборот, эксклюзивные, авторские, неповторимые рифмы)
Ой, как я расфлудился)) Леш, не обидишься, что я влез?)) Про рифмы я люблю.. наверно, это мой конек)))

Призрак Гуманизма   22.04.2009 21:37   [Заявить о нарушении правил]   [Удалить замечания]
здравствуйте, Виолетта и Рон:)
Рон, спасибо за ответ:) я собирался написать по этому поводу статью и опубликовать на странице...
но поскольку пункт 0 из моего вчерашнего плана я не выполнил:) с этим придётся повременить:)

кое-что добавлю... в основном, не мои слова, а цитаты из различных источников, которые мне понравились:
http://www.stihi.ru/2007/03/31-950
"Конечно, не всякая грамматическая рифма банальна, как и не любая банальная рифма является грамматической. И более того, не так уж важно, разные или одни и те же части речи зарифмованы, если суффиксы и флексии (окончания) совпадают: рифма младых (прилагательное) – твоих (местоимение) не менее «грамматична», чем младых – глухих (прилагательные); рифма совершенно (как краткое прилагательное среднего рода) – вдохновенно (наречие) не требует большей изобретательности, нежели упоенно – вдохновенно (наречия)."

"Нужно учитывать, что грамматической рифме может сопутствовать принципиально важная семантическая соотнесенность созвучных слов, снимающая вопрос о какой бы то ни было банальности. Возьмем самую наибанальнейшую на первый взгляд рифму мое – твое. Вполне возможно, что в данном стихотворении она возникла не просто так, а на острие конфликта, скажем, между эгоистическим собственничеством (мое) и противостоящим ему началом (твое). И таким образом содержательно мотивирована. Если это так, то возможные претензии к рифме как к якобы банальной становятся совершенно безосновательными. Все зависит от контекста, который либо оправдывает, либо не оправдывает данную рифму, т.е. одна и та же рифма может быть и удачной, и неудачной."

Иногда такую рифму называют "Паралелльной"...
http://www.rifma.com.ru/SLRZ-05.htm
"ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…"

Иногда такую рифму называют "бедной" (в отличие от "богатой"):
http://mir.io/-rezervo/rifma.ml
"БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы."

впрочем, я думаю, что это определение не совсем верно... всё-таки "бедная" рифма - это больше "недостаточная рифма, в которой..."

http://lib.rin.ru/doc/i/96204p.html
исторический экскурс
"Древнейшая форма книжной рифмы - именно такая грамматическая, или
суффиксально-флективная, рифма: отбивает - отгоняет, нехотящий - зрящий и т.п.
Поэты XVII в. пользовались почти исключительно грамматической рифмой.
Грамматическая рифма, в особенности глагольная (гулял - бежал, идет - ползет и
т.п.), была наиболее легкой и однообразной. Начиная с XVIII в. стала цениться
рифма разнородная, образованная разными частями речи: ночь - прочь, полна - дна
и т.п. Но грамматическая рифма не исчезает вплоть до наших дней."

вроде всё пока...
радости вам обоим:)
Лис

увеличить

22

Уважаемые коллеги!

Эти законы искусства (литературы) являются результатом моего многолетнего литературного опыта. Прошу Вас высказываться по поводу всего нижеизложенного. Мнение каждого из Вас представляет для меня огромный интерес.

Психологическая достоверность (верю - не верю, как по Станиславскому), отсутствие фальши.
Условность.
Техничность.
Внутренняя логика, системность, самодостаточность.
Настроенческая цельность.
Гармоническое сочетание реальности и идеальности.
Эмоциональность.
Статика – динамика.
Ассоциативность – описательность (повествовательность), выразительность – изобразительность.
Классическое искусство показывает, что есть красиво, выдвигает эстетический идеал, андеграунд показывает, что есть ново, модно, вызывающе, эпатажно.
Вкус, школа, совмещение новаторства и традиции.
Искусство имеет три разновидности – возвышающее человека, служащее для развлечения и возбуждающее в человеке животные инстинкты.
Классическое искусство оперирует такими категориями как возвышенное – низменное, прекрасное – уродливое, трагическое-комическое.
Художественные образ нужно не сыграть, а прожить.
Настоящий поэт должен обладать такими качествами – утонченность, ум, совесть, смелость и просто литературные способности (умение рифмовать и инверсировать), но без первых четырех качеств, пятое не имеет никакого смысла.

Королевич Елисей (Павел Иванов-Остославский)

увеличить

23

Королевич Елисей написал(а):

Прошу Вас высказываться по поводу всего нижеизложенного. Мнение каждого из Вас представляет для меня огромный интерес.

Вот хоть убей, не пойму, что надо-то?
А по крестьянски не переведёте, плиз...?
По поводу чего надо высказаться? "Психологическая достоверность, Условность, Техничность, Эмоциональность, Статика – динамика, Внутренняя логика, системность"?
Где тут логика, где системность? Не объяснять же значение слов?
А о чём тут говорить? О чём спорить? Какая полемика тут может быть, и по поводу чего?
Может я один такой бестолковый? Ну, тогда простите, и вразумите, коллега.
Я лично считаю, что умение красиво говорить, равно как и цитировать, не является признаком исключительности. Намного значительнее то, о чём говориться, нежели как говориться. Но, в данном случае - это пустозвонство какое-то...! Вы не находите, коллега?
Простите, но моё уважение к вам в очередной раз пошатнулось, хотя я утешаю себя тем, что моя сегодняшняя минусовая оценка не изменит вашего плюсового баланса с моих же подач.

увеличить

Отредактировано орлёнок (2009-09-27 23:11:36)

24

Орлёнку

Не воспринимайте так остро то, что здесь написано. Да и, честно говоря, я не заметил, чтобы в этом тексте давались кому-либо или чему-либо негативные оценки, поэтому Ваша бурная реакция мне не понятна. Здесь представлены просто мои наблюдения и размышления по поводу искусства. Здесь вылажены конструктивные элементы конструктора (или трансформера - по-современному), из которого создаётся стихотворение. Здесь отражена попытка проанализировать, чем является в практическом плане литература, что автор должен сделать, чтобы научиться хорошо писать. Может быть Вы считаете, что литературный конструктор я здесь собрал неправильный? Тогда объясните, в чём состоит Ваше мнение. Любой научный спор, ведущийся между состоявшимися профессионалами, нацелен только на одно: на выяснение истины, так вот и давайте её найдём.
С уважением, Королевич Елисей

Отредактировано Королевич Елисей (2009-09-28 10:40:58)

25

ОРЛЁНКУ и КОРОЛЕВИЧУ ЕЛИСЕЮ

НЕ ССОРТЕСЬ, милые Поэты.
Мы ж служим - РАДОСТИ и СВЕТУ.
Пускай, всё будет по закону -
Хозяйка в Школе -Антигона.
Вот пусть она  и судит спор!
Её решение - ЗАКОН!!!

http://www.cwer.ru/files/u5/08/03/disk.jpg

АНТИГОНЕ

Госпожа Антигона, извольте заглянуть в своё Учебное Заведения и предложить нашим жителям ОЧЕРЕДНОЙ УРОК!
А то наша Школа уже паутиной покрываться стала!

С уважением ко всем присутствующим. Верный страж Теремка - Умный Доги .

26

КОРОЛЕВИЧУ ЕЛИСЕЮ
Вынужден попросить прощения!
Не один раз пришлось перечитать написанное, чтобы понять суть.
Оказывается вы открыли и изложили здесь законы искусства (литературы), которые явились результатом вашего многолетнего литературного опыта, и хотели бы, чтобы мы дали оценку этим вашим трудам.
ВОТ ТАК ПРОСТО И НАДО БЫЛО СКАЗАТЬ!
Но, зачем здесь-то? Есть же у вас своя вотчина, вот туда вам и дорога.
И всё-таки я вам отвечу на то, что вы просите, изложу свою концепцию, таГказать.
Законы искусства я не открывал, а вот законы человеческих отношений я понимаю так:
1. Каждый индивид обязан уважать и защищать свой труд.
2. При совместом труде каждый должен уважать этот труд, хотя бы как долю своего.
3. Каждый должен осознавать, что ставя свой труд выше всех остальных (выделяя его из общей, пусть даже серой массы), он попросту оскорбляет достоинство оных, согласно п.1.

Вы хотите знать общественное мнение о своём творчестве? Моё личное - это класс! Только я уже это говорил не раз. И вы это тоже знаете, но прикидываетесь наивным. Возможно, это мудрый тактический ход, но не надо забывать, что вас окружают далеко не глупые люди, и с этим вам тоже надо считаться.