Приветствую ВАС ВСЕХ, мои Друзья.
И по секрету Вам признаюсь я,
Что по стихам успел истосковаться.
Дуэлей нет – и нечем мне заняться.
И вот я новый конкурс открываю.
И попрошу принять участье ВСЕХ.
Заявки ваши ДОГИ принимает.
Пускай же вам сопутствует УСПЕХ!!!
Итак, дамы и господа, я предлагаю вашему вниманию свой новый конкурс - «ПАРАДИЗ для пародиста».
Как вы уже, конечно, догадались – это будет КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ПАРОДИЮ.
Сам термин «ПАРОДИЯ» греческого происхождения с достаточно прозрачной этимологией (parodia - para «рядом», odie «пение»); παρωδός "поющий наизнанку, пародирующий".
Что же такое – ПАРОДИЯ?
Это — произведение искусства, намеренно повторяющее характерные черты другого, обычно широко известного, произведения или группы произведений, причём в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.
Зародилась пародия в античной литературе уже во II веке до н. Э. Первый известный образец жанра — Батрахомиомахия («Война мышей и лягушек», где пародируется высокий поэтический стиль «Иллиады» Гомера. При написании «Войны мышей и лягушек» использовался прием травестия — о низком предмете (мыши и лягушки) повествуется высоким стилем.
Наибольшего расцвета в греческой литературе этот жанр достигает в комедиях Аристофана, сочинявшего пародии на Еврипида.
С помощью пародии мир как бы разделился на две части — мир карнавала (смех) и мир «официальный» (серьезность). А - Смех издавна считался даром Бога.
В пародии (но, в общем-то, и в повествовании комического жанра) рассказчик, как правило, анонимен и обращается к публике, ждущей развлечения. Повествование строится в комическом ключе; место и время — обычные, взятые из повседневной жизни, хотя иногда подвергшиеся карикатурному искажению.
При этом в пародии не содержится никакого особого, «зашифрованного», «послания» человеческому сознанию, в отличие от пословицы, притчи или аллегории.
НЕ сочтите меня занудой, но лично меня чрезвычайно заинтересовал вот какой факт!
Оказывается, ПАРОДИЯ получила и свой ПРАВОВОЙ СТАТУС!
До 2008 года правовой статус пародии в Российской Федерации определён не был. 1 января 2008 года вступила в силу 4 часть ГК РФ, где 3 пункт статьи 1274 в явном виде разрешает пародию:
"Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения."
При этом, согласно пункту 2 статьи 1266, пародия не должна порочить честь, достоинство и деловую репутацию автора оригинального произведения:
"Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти."
Вот оно как!
В США действует прецедентная судебная система, поэтому и правовой статус пародии там определился после прецедента. Таковым стало в 1994 году дело Campbell v. Acuff-Rose_Music,_Inc, в котором авторы пародии были оправданы, после чего пародия стала легальной.
Не могу обойтись без наглядного примера.
Вот вам прекрасная Пародия Козьмы Пруткова –
Уму легко, душе отрадно,
Когда увесистый, громадный,
Блестящий искрами гранит
В куски под молотом летит...
Козьма Прутков. РОДНОЕ
А вот вам образчик пародии советского периода на всем известные строки, принадлежащие перу бессмертного классика – Н.В. Гоголя : «Чуден Днепр при тихой погоде…», в исполнении Безыменского:
«Чуден Днепр
при всякой погоде,
Когда вольно и плавно
Могучие краны
Несут на плотину бетон.
Грохают краны
У котлована».
Впрочем, я увлёкся.
Прошу прощения.
Вернёмся, как говорится – к нашим баранам.
Я предлагаю Вам написать пародию к любому их предложенных мною стихотворений.
Автор этих стихов один из самых замечательных поэтов нашей дружной семейки – родного Теремочка, но его имя я сообщу всем по завершению моего конкурса.
1.
Муки творчества
Я к слову «Европа» и к слову «Звезда»
Отыскивал рифму, оттачивал фразу.
На слово Европа нашёл, как всегда,
На слово звезда отыскал, но… не сразу.
2.
Зависть
Вздохнула бабка: «Живут же люди! -
Пощупав робко костюм из твида -
Такая роскошь, такой паскуде…»
Ну а покойник не подал вида.
3.
Пейзаж
Полночь,
Льёт, как из ведра,
Ждать гостей – пустое дело.
Под ответы подбирать
Мне вопросы надоело.
Кто меня желает? Кто?
На душе тоска и слякоть.
По земле бежит поток,
Как бездомная собака.
Бесконечная вода,
Как обман,
как рок суровый.
Ни души и ни следа,
Даже сторожа ночного.
Лишь за стенкой храп стоит –
Богатырский лезет в уши,
Хоть бы этот паразит
Прибыл исповедь послушать!
Впрочем, сам себе едва
Объяснить смогу я это:
Вьются влажные слова
С непонятным силуэтом…
Ночь.
Январь.
Туман густой.
Свет окна из пелены.
Выдающийся
Святой
Роется во сне жены.
4.
Автостанция
Толи мужские виденья нескромные,
Толи из видео кадр живой?
Дождик ударил пальцами тёмными
В клавиши-камни на мостовой.
Видно, автобус ушёл торопливо
Раньше положенного с пустыря
И, одинокую, бросил под ливнем,
Липким, холодным, среди сентября.
Мокрые губы призывно дымились
Словно в предчувствии близких страстей.
Эти бы губы охотно прикрылись
Крышей из губ адресованных ей.
И ожидала душою и телом
Кто же из жаждущих вступится за…
А шаловливый дождь то и дело
Ей поцелуями сыпал в глаза.
В воздухе марш Мендельсона пронзительно
Горькой насмешкой призывно звучал,
Но, частокол из мужчин нерешительно,
Видно, женатых, повсюду торчал.
Дождь, издеваясь над ними убогими,
Начал их шапки и шляпы хлестать.
Знал он, что каждый пожертвовал многим бы,
Чтобы хоть каплей случайною стать.
5.
Кардиограмма
Поздравляю тебя моё сердце,
Постоянство и, верность храня,
В дни, когда ни во что не верится,
Оставалось ты возле меня.
Не прошло наше прошлое даром.
Ты и я не умели молчать.
Если б знать, сколько в жизни ударов
Нам осталось ещё отстучать?
Сколько осеней, чёрных от истин,
Сколько пасмурных серых дней
Красной меткой на белых мыслях
След оставят крови твоей?
Диалог наш идёт без обмана
Как – никак, мы с тобою – родня!
Если ждёт нас смертельная рана,
Ты останешься возле меня…
Вот, вам дамы и господа ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ. Вы можете написать только одну пародию к наиболее понравившемуся Вам стихотворению, а можете и все ПЯТЬ. Это уже, как вам пожелается.
Мне остаётся только высказать некоторые свои пожелания.
Было бы отлично, если ваши пародии находились в рамках тематики оригинала, и вами использовался бы лексикон автора.
Прекрасно, если ваша пародия «отзеркалит» оригинал в комическом свете "в полный рост", а не отдельную его деталь или поворот сюжета.
Было бы хорошо, если бы Ваша пародия исполнялась бы в стихотворном размере оригинала.
Хотелось бы, чтобы Ваша пародия смаковала «изюминку» , взятую из оригинала, и ставила именно на неё яркий комический акцент .
И, САМОЕ ГЛАВНОЕ – ВАША ПАРОДИЯ в первую очередь должна стать знаком внимания, дружеским приветом автору.
Ведущий конкурса - ВАШ ПОКОРНЫЙ СЛУГА - ОЧЕНЬ УМНЫЙ ДОГИ.
Приём ваших заявок с 21 сентября по 22 октября с.г.
Голосование с 23 по 25 октября.
26 октября – подведение окончательных итогов.
УДАЧИ!
С любовью. ВАШ ОЧЕНЬ УМНЫЙ ДОГИ.